СВАДЕБНЫЕ ПЛАТЬЯ 1860-2010 ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА — Ventspils (Латвия) 2016

1869 Robe de marriage par Grand Magasin du Louvre.6_resizeВ сотрудничестве с Фондом Александра Васильева и при поддержке Вентспилсского самоуправления в Вентспилсском музее со 2 июня можно посетить уникальную, созданную специально для Вентспилсского музея, выставку костюмов «Свадебные костюмы 1860-2010 из коллекций А.Васильева».

С древних времен брак, подобно рождению, отмечался как одно из самых важных и счастливых событий в жизни человека. Свадебные платья разных эпох отличались друг от друга, и в первую очередь были связаны с религиозными обрядами или верованиями. Некоторые древние традиции дошли и до наших дней.

На выставке представлено более 50 исторических и уникальных свадебных нарядов, дополненных богатой коллекцией аксессуаров.

Выставка продлится до 15 сентября.

Marriage_Page_31_Image_0001_resize Marriage_Page_11_Image_0001_resize 1903  Paul Poiret, Csse Grefeille a l'escallier de la Madeleine lors de la marriage de ca fille avec le Duc de Gramont Paris_resize 1877 Robe de marriage ex coll Lebreton_resize 1869 Robe de marriage par Grand Magasin du Louvre.8_resize 1869 Robe de marriage par Grand Magasin du Louvre.6_resize 1860 Splendid 1860's White Satin Wedding Shoes_resize 1860 Robe de marriage russe_resize

 

Подвенечные платья

С древнейших времен  свадьбы почитались, наравне с рождением, одним из самых значимых и счастливых событий человеческой жизни. Свадебные обряды сильно различались в разные эпохи и были связаны прежде всего с религиозными верованиями. Некоторые из древних традиций дошли до нашего времени. Например, фата – вуаль, которой невесты убирают свои волосы, символизирует ее непорочность; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд невесты –  тоже отголосок дохристианской традиции. Истоки обряда христианского венчания восходят к временам Древнего Рима и связаны с именем Святого Валентина, тайно венчавшего влюбленных христиан. Православие, зародившиеся в Византии, придавало огромное значение блеску и парадности костюма молодоженов. Однако традиционное сегодня белое платье невесты вовсе не было обязательным в прошлом. В Средние века, например, в Европе цветом невесты считался зеленый, в эпоху рококо подвенечные платья были розовыми, серебряными и кремовыми. Свадебным платьем могла стать любая нарядная вещь.

Родоначальницей моды на белое подвенечное платье стала французская принцесса Мюрат, прелестница наполеоновской поры. В начале Х1Х века мода на античность заставила выбрать белый главным цветом в женских платьях, в подражание мраморным скульптурам. С той поры невесты во Франции,  столице мод этого периода истории, стали венчаться в белом, символизировавшем чистоту и невинность невесты. При этом свадебные платья, следуя моде с некоторым отставанием, всегда стремились к традиционности, даже некоторому архаизму  кроя. Так уж повелось, что свадебная мода меняется медленнее, чем городская, ведь в разряде семейных ценностей свадьба – это традиционность, а вовсе не авангард. Эпоха Романтизма с легкой руки шотландского романиста Вальтера Скотта подарила невестам еще одни атрибут, без которого под венец не шла ни одна невеста викторианской эпохи. Это был флер-д’оранж –  венок и букет на платье, составленный из цветов апельсина. Но так как апельсины цветут только раз в год – весной, в другое время пришлось заменять  живые цветы  восковыми, которые после свадьбы укладывали на бархатную подушечку и ставили на камин под стеклянным сферическим колпаком в память о свадьбе.

На протяжении Х1Х века силуэты свадебных платьев следовали изменениям моды. Невеста в корсете и кринолине запомнилась в России на  хрестоматийном полотне Пукирева «Неравный брак», затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья с треном в стиле модерн. Упразднение корсета в начала ХХ века вынудило модельеров изменить пропорции и, позднее, укротить платья, ставшие невероятно короткими в эпоху чарльстона, чтобы опять удлинниться в эпоху депрессии 1930-х годов. Мировые войны нанесли большой удар по свадебной моде. Тогда венчались впопыхах, не успевая или просто не имея средств заказывать роскошные подвенечные платья. Дамы стали венчаться в костюмах, мужчины заменили фраки и визитки на обычные костюмы.  Борьба с религией в СССР вынудила советских невест довоенного времени отказаться от традиционного белого подвенечного платья. Да и сами обручальные кольца были какое-то время запрещены большевиками. Возрождение моды на белые мини-платья из кримплена с короткой тюлевой фатой относится к 1960х годам. В Европе кутюрье любили экспериментировать с фасонами свадебных платьев. Ив Сен-Лоран предложил невестам белый вязаный кокон, Пако Рабанн – белый купальник бикини. Были попытки сделать подвенечное платье черным, серым, вновь розовым и даже красным. Очень оригинальное решение свадебного наряда предложила в Париже  1930х годов хозяйка дома моды «Арданс», баронесса Аккурти, создавшая модели «Мой второй брак» — сиреневого цвета и «Мой третий брак» – платье огненно-карминового оттенка. Ведь первый брак –  это, увы, не всегда гарантия семейного счастья.